Выплаты военнослужащим при увольнении по состоянию здоровья в 2024 году

Следующие заболевания связаны с невозможностью осуществления далее должностных функций для военнообязанных. Полный список установлен в Постановлении Правительства РФ №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Состояние здоровья обязательно должно устанавливаться специальной медицинской комиссией.

На основании ее решения, принятого при коллегиальном рассмотрении документов и исследований состояния здоровья врачами, издается приказ о досрочном увольнении с занесением сведений об этом в трудовую книжку. К ним относятся:

  • перепады давления, сложности с работой сердца;
  • онемение конечностей, сбои в функционировании нервной системы;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что влечет ограничение подвижности для сотрудника состава бойцов;
  • заболевания дыхательных органов в острой или хронической форме;
  • психические расстройства;
  • ВИЧ и венерические заболевания;
  • дерматит любого происхождения;
  • подтвержденный туберкулез.

Степень заболевания и его длительность дает основания для подразделения состояний здоровья на несколько категорий. Подразделение производится по следующим принципам:

  • А – годен;
  • Б – годен с ограничениями незначительного характера;
  • В – годен к службе частично;
  • Г – не допускается к должностным обязанностям на временной основе;
  • Д – полностью запрет на ведение трудовой деятельности, не годен.

Получение отметок о состоянии здоровья категорий «В» или «Д» дает право или в некоторых случаях необходимо принудительно к прекращению трудового контракта в военной части. Таким уволенным досрочно сотрудникам предоставляется возможность получать социальные выплаты по состоянию здоровья в установленном государством размере. Для этой классификации характерны следующие важные моменты:

Категория «Д» Присваивается, если военнослужащий, в результате ухудшения состояния здоровья, полностью не способен исполнять должностные полномочия. Состояние здоровья и размер компенсаций устанавливается в каждом случае индивидуально. Предоставляется программа реабилитации с целью восстановления функций организма.
Категория «В» Указывается в медицинском заключении для военного состава, если гражданин частично пригоден к службе. Компенсация предоставляется, если вред здоровью причинен при отсутствии вины сотрудника.

Возможно устройство на работу при наличии категории «В» в случаях:

  • если у гражданина есть звание «старшина» или «главный корабельный старшина»;
  • должностные обязанности осуществляются на срочной основе.
к содержанию ↑

Льготы для уволенных по категории В и Д военных в России в 2024 году

Привилегии социального характера по материальному обеспечению предоставлены на основании ФЗ №76 «О статусе военнослужащих». Размер выплат осуществляется за счет государства с учетом таких показателей, как стаж, звание, должность, присвоенная группа инвалидности, неполученные льготы во время работы по контракту.

По закону льготы предоставляются для военных в следующих сферах:

  • медицинское обслуживание;
  • ипотека с частичной компенсацией стоимости жилья за счет государства;
  • предоставление санитарно-курортного лечения;
  • оплата стоимости проезда раз в год до места и обратно по России на общественных видах транспорта на отдых.
к содержанию ↑

Порядок увольнения военных при заболеваниях категории В и Д в РФ в 2024 году

Процедура прекращения трудовых отношений в составе Вооруженных сил РФ прописана в ФЗ №53. Она проходит в несколько шагов:

Выплаты для досрочно уволенных военнослужащих по состоянию здоровья категории В или Д в РФ в 2024 году

Для военнослужащих, состояние здоровье которых ухудшилось в связи с исполнением должностных полномочий или по другим, не зависящим от них обстоятельств, предусмотрены выплаты от государства. К ним относятся следующие при определении следующих характеристик:

  1. При выслуге более 10 лет – государство предоставляет жилье в регионе постоянного нахождения.
  2. При стаже работы до 20 лет – выплата в размере 2 окладов на единовременной основе.
  3. Если деятельность по контракту осуществлялась более 20 лет – платеж за счет бюджета один раз в размере 7 окладов.
  4. По решению командира части – премия в размере 25% от месячного заработка один раз.
  5. Если пенсионный возраст не достигнут (предоставляется раньше, чем стандартно в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин до реализации правительственной реформы), то выплата 2-кратного оклада в течение ближайших 12 месяцев;
  6. При наличии правительственной награды – дополнительно предоставляется 1 оклад.
  7. Если увольнение произошло во время несения военной службы и была нанесена травма единовременно выплачивается 1 млн руб., в случае работы на контрактной основе – 2 млн руб. единовременно.
  8. По Трудовому кодексу РФ оплачивается неиспользованное время отпуска, предшествующего увольнению.
  9. Предоставление оклада за месяц, предшествующий прекращению трудового договора или изменению должностных функций, с дополнительным материальным обеспечением за звание.
  10. При предоставлении больничного листа – расчет согласно данным о стаже работы.
  11. Пособие при установлении группы инвалидности для бывших военных – при установлении 2 группы в размере 7 000 руб. ежемесячно, 3 группы – 2 800 руб.
  12. Военные пенсии, в зависимости от времени отработки на военной службе, в размере от 50 до 85% от среднего дохода в период работы.
  13. Возмещения страхового характера, если полученная травма или заболевание входили в перечень рисков, подлежащих возмещению.
к содержанию ↑

Срок комиссования при увольнении военнослужащего в 2024 году в РФ

Период, отводимый для определения состояния здоровья военнослужащего, в каждом случае определяется индивидуально. Для получения заключения медицинского учреждения потребуется около 30 дней. Если для установления характера травмы не требуется прохождение медицинской комиссии, тогда служащий получает заключение об освидетельствовании в тот же день.

Результат передается в часть в тот же день для внесения соответствующих изменений в трудовой контракт или его прекращения при невозможности несения должностных функций.

При затягивании процесса более, чем на 2-3 месяца, следует обратиться с рапортом к командиру части для решения вопроса по существу. При отказе в рассмотрении заявления либо отказе в переводе на другую должность по состоянию здоровья либо увольнении можно подать заявление в военную прокуратуру или сразу в суд.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Расторжение договора с военным на службу при установлении заболевания медицинской комиссией категорией «В».

– Увольнение рекомендуется по заключению мед комиссии только при наличии болезней категории «Д», то есть при несовместимости ведения служебных полномочий с состоянием здоровья. При категории «В» возможен перевод или изменение должностных функций на более облегченные.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: В прошлом году мой супруг, офицер ВС РФ, прошел медицинскую комиссию. По результату оказалось, что у него значительно ухудшилось здоровье. Командир части рекомендовал ему остаться в части и оформить перевод на другую должность.

Решением медицинской комиссии было принято решение о прекращении военной службы и необходимости увольнения. Действительно ли медики могут принять такое решение и оно обязательно к исполнению или следует учесть мнение командира части?

– Решение о необходимости служащего ВС РФ покинуть определенное место исполнения должностных функций принимается на основании заключения медицинской комиссии. В нем указывается, чем вызваны изменения состояния здоровья, возможность восстановления функций организма, периоды для этого. Также в документе указываются рекомендации по смене вида трудовой деятельности либо необходимости увольнения.

Этот документ должен приниматься командиром части как основа для изменения отношений со служащим в связи с ухудшением состояния здоровья. В частности, если в заключении указана группа заболевания категории «Д», то это прямое показание для досрочного прекращения трудового договора со служащим.

Пример из практики

Мнение эксперта
Павлов Александр Иванович

Гражданин Иванов Л.Д. состоял в военной части в звании офицера. После прохождения очередной медицинской комиссии у него были установлены резке скачки давления и проблемы с сердцем.

Присвоена категория заболевания типа «Д» и рекомендовано увольнение. На основании ФЗ №53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», ст.5.1, военные обязаны регулярно проходить медицинское обследование. В ст.51 указанного закона установлен перечень заболеваний, которые вызывают досрочное увольнение.

К их числу относятся заболевания сердца и скачки давления. Произведено комиссование с назначением социальных выплат и компенсаций для такой категории служащих российской армии.

к содержанию ↑

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс.

руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп.

«в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности.

При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст.

3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г.

№ 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

к содержанию ↑

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч.

12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст.

21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

Мнение эксперта
Павлов Александр Иванович

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

к содержанию ↑

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб.

возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами.

При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

к содержанию ↑

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г.

КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст.

21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п.

1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих.

Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору).

Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

к содержанию ↑

Увольнение военнослужащего из-за болезни

Причиной увольнения военнослужащего по состоянию здоровья может явиться как постепенно развивающееся заболевание, которое в конечном итоге препятствует полноценному исполнению им служебных обязанностей или делает невозможными их исполнение по занимаемой должности, так и полученная травма. В последнем случае характер травмы имеет существенное значение лишь в аспекте определения уровня льгот и компенсаций.

Следует учитывать, что основанием к увольнению с правом на получение льгот и компенсаций от государства служит любой установленный военно-врачебной экспертизой ущерб здоровью, понесенный военнослужащим в период несения службы. То есть к ним может быть отнесена как бытовая травма, так и полученная в период исполнения служебных обязанностей. Получение ранения или травмы в период участия в боевых действиях является наиболее критичным и гарантирует самый высокий уровень компенсаций и льгот в случае увольнения.

Увольнение по болезни военнослужащего производится на основании медицинского освидетельствования, которое проводит специальная военно-врачебная комиссия (ВВК). При этом обследуемому, в зависимости от состояния его здоровья, присваивается в таком случае одна из следующих категорий годности с указанием ее в военном билете:

  • «В» — ограниченно годен к военной службе (увольняется с зачислением в запас);
  • «Д» — не годен к военной службе (освобождается от воинской обязанности, не подлежит воинскому учету).

В отношении различных категорий военнослужащих — в зависимости от того, служат ли они по призыву либо по контракту, а также от имеющихся воинских званий, российским законодательством предусмотрены особенности, связанные с возможностью уволиться и обязательностью данной процедуры. С категорией годности «Д» службу продолжить не получится ни при каких обстоятельствах, в этом случае следует так называемое «комиссование» по медицинским основаниям с установлением соответствующей группы инвалидности.

С присвоением категории годности «В» обязательно комиссовать срочников, а также контрактников в званиях солдат (матросов) и сержантов (старшин). Для офицеров и прапорщиков (мичманов) признание их ограниченно годными к военной службе не лишает их права продолжать служить на должностях, позволяющих выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. Но в любом случае право уволиться по медицинским основаниям, в том числе досрочно, за ними сохраняется.

к содержанию ↑

Закон об увольнении военнослужащего по состоянию здоровья

Основания для увольнения военнослужащего по состоянию здоровья установлены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Они указаны в статье 51 данного закона в качестве отдельных подпунктов:

  • «в» пункта 1 — в связи с признанием ВВК не годным к военной службе;
  • «г» пункта 1 — в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе контрактника на воинской должности ниже прапорщика;
  • «б» пункта 3 — по инициативе военнослужащего при замещении им должности офицера, прапорщика (мичмана) в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе.

Вынесение решений ВВК, дающих право увольнять с военной службы, производится на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565. Документ включает в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого осуществляется присвоение категорий годности к военной службе.

Кроме того, указанное Положение определяет медицинские показатели возможности несения службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, причем не только для самих военнослужащих, но и для членов его семьи. В таком случае выявленные противопоказания, при невозможности перевода в другую местность, также будут являться основанием для увольнения с военной службы по уважительным причинам.

Право на увольнение военнослужащего по состоянию здоровья и предоставление в связи с этим государственных гарантий и компенсаций подтверждено другими законами и нормативно-правовыми документами действующего российского законодательства, в том числе Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Отдельные вопросы предоставления льгот и выплат регулируются также законами «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих».

Следующая
ВоеннымПамятник умершему военнослужащему: компенсация военнослужащему, через сколько лет можно получить деньги, кому положено

Добавить комментарий

Adblock
detector