Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2021 Год
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.
В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:
- государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
- муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
- частные – образовываются частными физическими или юрлицами.
Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.
Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.
к содержанию ↑Что Относится К Крупной Сделке Бюджетного Учреждения В 2021году
Позиция, выраженная в названных письмах финансового ведомства, объясняется, в частности, тем, что иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, не предусмотрено.
Для целей Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
к содержанию ↑Какие сделки относятся к крупным
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы. В частности, это бумага о том, что истец владеет 1% и более от общего числа. Таким документом может стать выписка из ЕГРЮЛ, перечень участников ООО.
К заявлению также рекомендуется приложить эти бумаги:
С начала 2021 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия.
Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
Что является крупной сделкой для ООО в 2021 году
В российском законодательстве содержатся нормы, которые регулируют подобные сделки. Ведь при отчуждении значительной доли активов могут возникнуть убытки или даже несостоятельность организации. В чем же суть крупных сделок? Какое определение дано в законодательстве?
- установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
- если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
- определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
- изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
- уточняют непричастность сделки к обычным.
Что изменится в контролируемых сделках с 2021 года
С уверенностью можно сказать, что на практике взаимозависимые лица захотят распространить действие данных поправок ретроспективно, дабы уйти от контроля налогового органа, воспользовавшись преимуществами новых норм при отчёте за предыдущие налоговые периоды.
Показательна история налогоплательщика, который посчитал, что, на основании статей 19 и 54 Конституции РФ, вступившие в законную силу поправки о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, возможно распространить на предшествующие изменениям правоотношения.
к содержанию ↑Порядок заключения особо крупных сделок бюджетными учреждениями
Крупная сделка , совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта , может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя , если будет доказано , что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения*.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок , связанная с распоряжением денежными средствами , отчуждением иного имущества ( которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии , что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения , определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату , если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
к содержанию ↑Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения
Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно.
В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной.
Мнение экспертаПавлов Александр ИвановичИ если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.
Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.
к содержанию ↑Закупки бюджетного учреждения в 2021 году
Чтобы закупать по 223-ФЗ, до начала года БУ должно разместить в ЕИС положение о закупках. В противном случае придется проводить процедуру в рамках госзаказа. Положение утверждается учредителем БУ (п.
6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС.
В этом документе указывают данные о заказчике и информацию о каждой планируемой процедуре (код, цель, объект закупки, объем средств, периодичность, необходимость общественного обсуждения), обоснование по каждому объекту закупки. Правила формирования плана содержатся в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
к содержанию ↑Балансы учреждений: что планируют изменить и к чему это приведет
Общественное обсуждение проектов приказов Минфина по внесению изменений в Инструкцию № 191н и № 33н будет происходить соответственно до 12 и 15 ноября 2021 года. Затем, при благополучном развитии событий, утвержденные приказы мы увидим, скорей всего, к середине декабря этого года.
Очевидно, что изменение структуры актива баланса несколько изменит объем сделок, относимых к крупным, для автономных и бюджетных учреждений.
Определение размера крупной сделки на основе данных баланса за 2021 год для этих учреждений будет актуально в следующем 2021 году. При этом пока трудно сказать насколько принципиально изменится размер крупной сделки, определяемый по проекту баланса ф.
0503730, но однозначно несколько иной может стать стратегия учреждений в отношении своих активов, отражаемых на отчетную дату.
к содержанию ↑Образец решения об одобрении крупной сделки
А вот включать эту информацию в состав второй части заявки не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию.
Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения.
Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.
Если требуется, то одобряют крупные сделки в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на ЭТП.
к содержанию ↑Характеристика
Залогом эффективной работы государственной системы является корректное формирование, распределение бюджетных активов, или, говоря простым языком, бюджет государства. Это реестровый перечень долговых обязательств, источников их покрытия, погашения. Совокупность расчетов нескольких субъектов Российской Федерации называется консолидированным бюджетом.
Такая программа имеет различие в том, что охватывает несколько областей единовременно.
Доходную часть бюджетной таблицы составляют все поступления по налоговым обязательствам от граждан, предприятий, госпошлины, сборы. Расходная доля формируется из всех обязательных взносов для обеспечения непрерывного, эффективного функционирования федеральной системы, органов власти. Если величина доходов существенно меньше суммы затрат, формируется дефицит, по обратной картине – профицит бюджетных средств.
План распределения денежных средств строится задолго до наступления очередного финансового года. Этот процесс реализуется под контролем специалистов, обособленных экономических отделов, представителей органов власти, УФК. Распорядители общефедеральных активов составляют сводные и сокращенные росписи по регламенту расходования финансов.
Долговые обязанности формируются у публично-правовых образований, муниципальных предприятий перед гражданами или коммерческими, некоммерческими компаниями под действием конкретных договоренностей, с учетом требований действующих нормативов и законодательных регламентов. Публичные обязательства бюджетных учреждений — это совокупность выплат, адресованных гражданам и предприятиям, размер определяется по специальным формулам, с перерасчетом по индексации.
Адресаты государственной программы финансирования принимают на себя денежное обязательство, по условиям которого необходимо произвести корректное распределение финансов между участниками гражданско-правовых взаимоотношений. Допускаются межбюджетные отношения, которые отличаются тем, что платежи перечисляются в пределах федеральной системы. Такие субъекты могут предоставлять друг другу трансферы, безвозмездную денежную помощь, а также безвозвратные нецелевые выплаты (дотации).
Общий перечень, расшифровка терминов, которые используются по отношению к бюджетным обязательствам, определен ст.6 БК РФ. Все казенные учреждения осуществляют расчеты по долгам исключительно через счет, открытый в банковской организации. Все платежи имеют целевой характер.
Перерасход денег сверх лимита, госзадания, нецелевые выплаты грозят исполнителю негативными последствиями.
к содержанию ↑Что изменилось в 2020 году
23.07.2020 на сайте ФАС опубликовали важное разъяснение для поставщиков о порядке предоставления решения об одобрении крупной сделки. Не предоставляйте его во второй части заявки, т. к.
его направляет электронная площадка вместе с другими документами, которые предоставили при регистрации в ЕИС.
Если сумма заключаемого контракта больше суммы, которая указана в этом документе, то поставщик может:
- Изменить его через ЕИС, когда подает заявку.
- Предоставить во второй части документ, который соответствует цене контракта.
В этом же письме ФАС с разъяснением сделан еще один важный вывод:
Скачать письмо ФАС №ИА/62842/20 от 23.07.2020 о предоставлении решения об одобрении крупной сделки |
Напомним, что 25.12.2019 Верховный суд в обзоре судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах сделал вывод о необходимости нотариального удостоверения решений в ООО, в т. ч. состоящих из единственного участника.
Подробнее о том, как эти выводы повлияли на решения об одобрении крупных сделок.
к содержанию ↑Что это за документ
Сделка считается крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30% акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 №14-ФЗ).
Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25% балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Если требуется, то одобряют такие соглашения в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые содержатся в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на ЭТП.
В ООО эта процедура находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях допускается передать в его ведение.
26.06.2018 Верховный суд выпустил постановление Пленума, в котором разобрал основные споры по вопросу одобрения крупных сделок и соглашений, в совершении которых есть заинтересованность.
к содержанию ↑Когда нужно такое одобрение в контрактной системе
Чтобы начать участвовать в госзакупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Обратите внимание: это требуется всегда, в том числе когда закупка считается некрупной.
Что же касается поставщиков, которые аккредитовались до 31.12.2018, то они обязаны зарегистрироваться в ЕИС до конца 2020 года. И тем и другим понадобится актуальный образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.
Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и обеспечение контракта или заявки, и сам контракт будут крупными для участника. При отсутствии этих сведений кандидата могут отклонить на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет ответственность аукционная комиссия заказчика (п.
1 ч. 6 ст. 69 №44-ФЗ).
к содержанию ↑Важное изменение 2020 года
В одобрении должен быть указан срок действия. Если его нет, то документ считается действительным в течение года с момента принятия. При обнаружении просрочки заказчик вправе отклонить участника.
К такому выводу пришел Верховный суд в Определении №310-ЭС19-1603 от 25.03.2019. Проверьте документы и скачайте обновленные образцы в конце статьи.
Особенности для одобрения крупной сделки у единственного учредителя
ООО, в которых только один учредитель, выступающий в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п. 7 ст. 46 №14-ФЗ).
Но в п. 8 ч. 2 ст. 61 №44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности. В противном случае невозможно принять участие в торгах.
Включать эту информацию в состав второй части заявки необязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов.
Здесь важно не совершить ошибку, иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но эта процедура увеличивает период заключения контракта.
к содержанию ↑Когда нужно одобрение крупной сделки в закупках
Решение об одобрении крупной сделки (далее – Решение) нужно, чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). Юрлица всегда должны прикладывать его к заявке на регистрацию и в специальном поле указывать максимально возможный размер сделки, который они одобряют. Без указания этой информации нельзя зарегистрироваться в ЕИС.
Исключение составляют только ИП, которые не должны одобрять сделки самим себе.
Госзаказчики по 44-ФЗ требуют включать Решение во вторые части заявок при проведении:
- открытых конкурсов,
- электронных аукционов,
- закрытых аукционов.
Решение автоматически переносится из ЕИС в личный кабинет каждой федеральной электронной торговой площадки (ЭТП), а оттуда ЭТП направляет его заказчику вместе с заявкой участника. Операторы площадки не проверяют текст документа. Если оно составлено некорректно, то вы узнаете об этом не при регистрации в ЕИС, а на этапе рассмотрения вторых частей заявок, когда заказчик отклонит заявку.
Поэтому важно сразу оформить документ без ошибок.
В 223-ФЗ заказчик может потребовать приложить к заявке один из трех вариантов:
- решение об одобрении крупных сделок,
- информационное письмо о том, что сделка для участника не является крупной,
- документ об одобрении конкретной сделки, которая будет совершена по итогам тендера.
Внимательно ознакомьтесь с документацией, чтобы приложить нужный документ.
Заказчики по 223-ФЗ могут требовать Решение от индивидуальных предпринимателей. Есть риск, что вашу заявку отклонят, если проигнорируйте этот пункт документации. Заявку не отклонят, если вместо Решения приложить письмо о том, что вам как ИП не требуется одобрение сделок.
Письмо можно написать в свободной форме.
к содержанию ↑Для чего одобряют крупные сделки
Потенциальный поставщик не вправе принимать участие в электронных закупочных процедурах без регистрации в ЕИС и автоматической аккредитации на электронных площадках после регистрации. Среди документов, которые для этого нужны, числится решение об одобрении или о совершении крупной сделки по 44-ФЗ для ООО как для состоящего из единственного участника, так и с несколькими учредителями.
Этот документ отражает максимальную сумму, которую участник госзакупок готов потратить на заключение и оплату государственного или муниципального контракта. На это указывают нормативы п. 8 ч. 2 ст. 61 44-ФЗ.
Понятие крупной сделки описано в п. 1 ст. 46 14-ФЗ от 08.02.1998 — это соглашения, которые превышают установленный максимальный лимит финансово-хозяйственной деятельности и соответствуют одному из условий:
- Направлены на приобретение или реализацию имущества общества.
- Предполагается передача имущественных активов общества во временное распоряжение третьим лицам. Разрешена передача права пользования результатами интеллектуального труда по специализированной лицензии.
Балансовая стоимость или цена задействованного в соглашении имущества зафиксирована на уровне 25% и более от общей балансовой стоимости активного имущества предприятия. Все данные о стоимости указываются в соответствии с актуальными бухгалтерскими отчетами.
Для одобрения крупных соглашений организации-участники госзакупок используют как действующую законодательную базу, так и собственный регламент, закрепленный учредительными документами и уставом.
Закон допускает ситуацию, когда решение о согласии на совершение крупной сделки по результатам электронных процедур принимает уполномоченное на аккредитацию лицо участника закупки (п. 8 ч. 2 ст. 61 44-ФЗ).
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как одобрить крупные сделки, по шагам. Используйте эти инструкции бесплатно.
к содержанию ↑Для чего применяется в госзакупках
Участие в закупках подразумевает регистрацию потенциальных поставщиков не только на электронных площадках, но и в Единой информационной системе. Если исполнитель авторизовался на ЭП в срок до 31.12.2018, то ему надлежит осуществить регистрацию в Единой информационной системе не позднее 31.12.2019.
Для успешной регистрационной процедуры готовят и сканируют целый ряд учредительных и организационных документов. Решение о крупной сделке единственного учредителя или нескольких учредителей — это обязательное приложение к документации, которое придется отсканировать и прикрепить к аккредитационному заявлению.
Данные о максимальной сумме крупных соглашений указываются и во вторых частях заявок на участие в электронных процедурах. Если цена контрактных обязательств и величина его обеспечения превышают предельную сумму, обычную для финансово-хозяйственной деятельности участника закупки, то в такой ситуации предоставлять решение об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с п. 4 ч.
5 ст. 66 федерального закона № 44-ФЗ обязательно.
Если соглашение по конкретной закупке не является крупным для участника, то он составляет соответствующую справку и прикладывает ее к заявке.
Члены закупочной комиссии будут тщательно анализировать состав второй части заявки, и если это требование нарушается, участника торгов отклоняют (п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ).
Регистр входит в состав обязательной документации юридических лиц. Следовательно, решение об одобрении крупной сделки для ИП и физических лиц, участвующих в закупке, не должны предоставлять такой регистр заказчику и при авторизации на электронных площадках.
Если в процессе аккредитации участник заказа приложил решение об одобрении, указав одну сумму, а в электронной закупке, в которой участвует этот поставщик, цена контракта выше, то требуется сформировать новое решение.
Как действовать единственному учредителю
Формат и название одобрение крупных сделок поставщика по 44-ФЗ напрямую зависят от числа учредителей компании, участвующей в закупках. В ПАО и ООО с несколькими учредителями результат по этому вопросу определяется на общем собрании, после чего оформляется протокол одобрения. Если в составе предприятия указан один учредитель, тогда для аккредитации на ЭП и участия в госзакупках готовится решение единственного участника.
Для тех обществ, в которых единственный учредитель совмещает функционал с единоличным исполнительным органом, формирование бланка об одобрении не является обязательным. Такой норматив указан в п. 7 ст. 46 14-ФЗ.
Но в 44-ФЗ приведены другие нормы, устанавливающие обязанность участника закупки (юридического лица, аккредитующегося на электронной площадке) прикладывать решение об одобрении независимо от формы собственности.
Чтобы избежать отклонения заявки и споров в ФАС, потенциальным поставщикам рекомендуется предоставлять решение об одобрении крупной сделки не только в составе регистрационных документов, но и в документации, являющейся неотъемлемым приложением к заявке на участие в госзакупке.
Вот реальный пример такого документа:
к содержанию ↑Как формируется
Решение об одобрении крупной сделки не является унифицированной формой и не имеет официального бланка. Участник госзаказа вправе воспользоваться самостоятельно разработанным документом, включив в содержание определенные сведения.
Данные, которые надлежит указать в решении, закреплены в п. 3 ст. 46 14-ФЗ. К ним относится следующая информация:
- лицо, выступающее стороной сделки и выгодоприобретателем;
- максимальная сумма сделки;
- объект сделки;
- прочие существенные условия сделки.
Если заключение контракта является следствием торгов, то выгодоприобретатель не прописывается. Не указывается он, если в момент формирования его нельзя определить.
Такое согласие учредителей заверяется нотариально либо подтвержденным способами, прописанными в уставных нормативах общества (ст. 67.1 ГК РФ).
Решение об одобрении крупной сделки составляется от имени учредителей. В содержании необходимо отразить данные о времени, месте и участниках собрания, итогах голосования по темам, определенным в повестке дня (п. 4 ст.
181.2 ГК РФ). Отдельно вносятся записи о лицах, занимавшихся подсчетом голосов, и об участниках, голосовавших против одобрения соглашения (если они сами потребовали указать их в протоколе).
Комиссия заказчика вправе отклонить потенциального исполнителя за то, что участник госзакупки прописал в решении об одобрении крупной сделки совокупную величину одобренных сделок вместо максимума по каждому соглашению.
Чтобы избежать подобных ситуаций, соглашение составляют корректно и юридически грамотно, со следующей формулировкой согласия:
Следующая